ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ ПО ОХРАНЕ ХИЩНЫХ ПТИЦ

В. К. Рахилин
Москва

III конференция по хищным птицам Восточной Европы и Северной Азии: Материалы конференции 15-18 сентября 1998 г. Ставрополь: СГУ, 1999. Часть 2. C. 132-135.

Хищные птицы и совы всегда рассматривались человеком с трех позиций - их роли в сельском, охотничьем хозяйстве и как природных санитаров. Последнее особенно характерно для населения аридных зон.
Первыми обратили внимание на роль птиц в защите полей от вредителей древние египтяне. Еще в III в. до н. э. по этой причине они объявили сокола и сову священными. В это же время в Индии царь Ашока III создает законодательство, запрещающее уничтожение всех видов, не годящихся для еды и использования в каких-либо целях.
Развитие соколиной охоты оттеснило на второй план значение хищных птиц в борьбе с вредителями. Экологические знания о них накапливались в основном в приложении к охотничьему хозяйству. С этой точки зрения оценивалась и их значимость
Уже в VIII веке население современного Приморья и севера Корея тщательно, с привлечением войск, охраняло места обитания и пути перевоза отловленных хищных птиц. Первый закон по охране кречета в Исландии был принят в 1281 г., а к началу XIX в. их число достигло 403. Князь Симеон Гордый (первая половина XIV в.) у своих братьев, при разделе земель, выговорил для себя под Москвой сокольничий и ловчий пути, где охранялись гнездовья хищных птиц и проводилась охота с ними. С XV в. охотничьи ловчие птицы берутся под охрану в Литве, а в 1584 г. охотник М.Цыганский продиктовал писцу сочиненную им книгу в стихах - ╚Охотничьи птицы╩. В ней он дал подробную экологическую характеристику 147 видов птиц Польши и прилегающих территорий и обратил внимание на значение хищных птиц. Необходимость их охраны в этих краях подтверждалась и законодательными актами Великого Княжества Литовского. В России царь Алексей Михайлович для охраны гнездовий кречета объявил заповедными ╚Семь островов╩ на Баренцевом море.
Русские ученые были пионерами в выяснении роли животных в природном балансе. Н.Я.Озерецковский и И.Ф.Блуменбах утверждали, что в природе нет вредных и бесполезных животных. В одной из своих работ в 1791 г. Н.Я.Озерецковский рекомендовал для борьбы с грызунами ╚сильнейшие средства суть их природные неприятели... хищные птицы╩. Позднее в борьбе с грызунами саксонский лесовод Котта в книге ╚Основание лесоводства╩ (1835) предлагал использовать сов.
Выступая на I общем съезде Русских естествоиспытателей в 1867 г. А.В.Советов в докладе ╚О значении естественных наук для сельского хозяйства╩ подчеркнул необходимость изучения образа жизни животных, чтобы защитить их ╚от безрассудного истребления и спасти посевы от истребления насекомыми и другими вредителями╩. По инициативе В.Э.Иверсена в 1871 г. Общество покровительства животным, Общество естествоиспытателей, Общество садоводства, Энтомологическое общество и Вольное экономическое общество выступили с инициативой организации комплекса мероприятий по охране и увеличению численности птиц как ╚усердных истребителей мышей и насекомых╩. Была составлена комиссия по разработке соответствующих мер. Вольное экономическое общество внесло по этому вопросу проект закона в правительство. О необходимости ╚защиты и охраны местных полезных птиц╩ говорилось и на Шестом международном конгрессе обществ защиты животных в 1878 г. Председатель Парижского общества Миллэ сделал доклад о своих 35-летних наблюдениях, на основе которых убедительно показал, что не существует вредных птиц.
Однако законы многих стран включали понятие ╚вредные╩животные, относя к ним и хищных птиц. Первый Австрийский закон 1849 г. относил к вредным - орлов, соколов, ястребов, коршунов, луней, филина. Их уничтожение разрешалось в любое время года и любым способом. Германские государства в марте 1818 г. приняли закон об охране птиц, полезных для земледелия. Но в охотничьем законе 1850 г. и об охране птиц 1888 г. вредными признавались все виды птиц, преследующие дичь или рыбу. Охотничий закон Швеции 1864 г. запрещал сбор яиц и разорение гнезд всех непромысловых птиц до 10 августа, а с 1869 г. были отменены премии за уничтожение ╚вредных╩ птиц. Норвежский охотничий закон 1863 г. вредными считал только орлов и ястреба-перепелятника. Обще швейцарский охотничий закон не имел у себя категории ╚вредных╩ видов. Их объявляли по своему усмотрению отдельные кантоны, включившие в это понятие орлов и ястребов. В то же время государством охранялись канюки, пустельга, все совы (кроме филина). Одна из статей Закона обязывала детей знать охраняемые виды в лицо, иметь понятие о приносимой ими пользе. На школьное начальство возлагалась обязанность о выполнении этого пункта на практике. ╚Закон об охоте для Квебека╩ 1889 г. в Канаде разрешал отстрел и отлов хищных птиц и сов только с 1 сентября по 1 марта. Охотничьи законы США были приняты в 1600-1776 гг. На них базировались и соответствующие законы отдельных штатов. Эти законы не брали под свою защиту только сов.
К началу XX в. постепенно исчезают категории ╚вредных╩ и ╚полезных╩ видов. Возникает новое понятие ╚неизвестные╩ (неизученные). Вновь обращается внимание на роль птиц вообще и хищных, в частности, в борьбе с вредителями сельского хозяйства и лесоводства. На Международном охотничьем съезде в 1905 г. генеральный консул Франции назвал птиц за их борьбу с вредителями ╚доблестными нижними чинами земледелия╩. На втором Всероссийском съезде охотников в 1909 г. в Москве Г.А.Кожевников выступил с докладом ╚О заповедных участках╩, в котором раскрыл значение хищных животных в природе и подчеркнул, что исчезновение и сокращение отдельных видов - не их вина, а результат эксплуатации человеком природы без знания и учета ее законов. В ряде других докладов ставился вопрос о необходимости охраны хищных птиц.